Пресса [15]
Статьи о джазе [3]


Скачать пособие "Джазовый гитарист"

Главная » Статьи » Статьи о джазе

ЦЫГАНСКИЙ ДЖАЗ
Cтиль ансамбля «Groove Party» можно определить термином «Цыганский джаз» (Gypsy jazz). Можно сказать, что это устоявшийся в последние годы, термин для обозначения подобной музыки. Правда, устоялся он в Европе и Америке. У большинства же наших соотечественников уже одно только слово «цыганский» вызывает совсем иные ассоциации: «Эх, ямщик, гони-ка к Яру», или «Эй, любезный, слёзную жалаю слушать».

На самом деле, «Цыганский джаз» - это именно джаз, и как любое другое направление джаза (диксиленд, свинг, би-боп, кул, хард-боп, фанк и т.д.), он имеет свой музыкальный язык, характерную ритмику и набор популярных пьес (стандартов). Чтобы определить истоки «Цыганского джаза», обратимся к истории. Представьте себе: Париж, 30-е годы прошлого столетия. В это время в Европе становится популярной экзотическая музыка «джаз», пришедшая из-за океана. Пластинки с записями новой музыки пользуются бешеной популярностью, гастролируют музыканты из Америки (включая, между прочим, великого Луи Армстронга и Сиднея Беше). До этого времени в салонах и клубах Парижа играли, в основном, камерные ансамбли, в состав которых, обычно, входили гитара, скрипка, аккордеон, иногда – контрабас и кларнет. Они исполняли танго, вальсы, пассодобли. Однако теперь публика жаждет новой музыки, и исполнители пытаются копировать модную манеру, адаптируя новые пьесы для своих инструментов. Здесь надо сказать, что американские исполнители представляли в основном нью-орлеанский стиль (который позже переродился в диксиленд), и исполняли музыку в ритме «stomp». В России это фокстрот, а во Франции - «la pompe» (насос) – очень удачное название, как нельзя лучше передающее характер ритма: четырехдольный размер с тяжелыми первой и третьей долей, и ярко акцентированными второй и четвертой.

Одним из лучших исполнителей новой музыки стал гитарист Джанго Рейнхардт, создавший со скрипачом Стефаном Граппелли ансамбль, в который помимо них вошли контрабас и две ритм-гитары. Квинтет начал выступать в клубе  «Hot club de France» (который, кстати, великолепно воссоздан в фильме «Голова в облаках»). Затем, на протяжении 30-40-х гг., Джанго в составе квинтета, а также в других составах, выступал во многих европейских клубах, а в 1946г. был приглашен в Америку, где играл с оркестром Дюка Эллингтона. Вообще, о Джанго Рейнхардте можно рассказывать много и долго, поскольку этот неграмотный бельгийский цыган был и остается одной из величайших фигур в истории джаза. Любой серьезный гитарист, от Уэса Монтгомери до Ричи Блэкмора, испытал на себе влияние Джанго. Импровизации Джанго до сих пор поражают своим совершенством и образностью.

Существует такой исторический анекдот: однажды, знаменитый классический гитарист Андрес Сеговия зашел в клуб, где на сцене сидел Джанго и импровизировал. Когда он закончил, Сеговия подошел к нему и сказал: «Какая прелестная пьеса. Скажите, где Вы взяли ноты?», на что Джанго рассмеялся и ответил: «Из головы!» Впечатление от виртуозной игры Джанго ещё более усиливается, когда читатель узнаёт, что гитарист проделывал все свои фантастические музыкальные трюки, буквально двумя (!!!) пальцами. Дело в том, что когда Джанго было 18 лет, в таборе, где он жил, случился пожар, и в результате мизинец и безымянный палец левой руки у него перестали двигаться. Ну, а в наши дни не всякий гитарист может повторить импровизации Джанго, даже имея полный «набор» пальцев.

Однако, все это, так сказать, штрихи к портрету. А главным здесь является то, что Джанго, может быть сам того не ведая, создал новый стиль, соединив нью-орлеанский джаз, стиль французского салона и цыганскую традицию, в которой причудливо сочетаются дикий темперамент, легкая меланхолия и романтизм. К сожалению, в 1953 г., находясь на пике популярности, Джанго умер от сердечного приступа. Ему было всего 43 года. После себя он оставил огромное количество записей, и сочинил множество пьес, которые теперь составляют тематический фонд цыганского джаза. А некоторые из его произведений – например,  «Nuages»  или  «Minor swing»  - стали общепризнанными джазовыми стандартами. Кстати, многие кинорежиссёры с удовольствием используют эту музыку в своих работах, добиваясь, благодаря джаз-манушу (ещё одно название цыганского джаза), неповторимой атмосферы. Так, например Ласе Холстром и Джон Дуиген настолько полюбили пьесу  «Minor swing», что вставили её в свои фильмы: Ласе – в свою ленту «Шоколад», Джон – в фильм «Голова в облаках».

После смерти Джанго, интерес к его музыке стал падать. Наступала эпоха нового джаза: появился би-боп, затем хард-боп, затем кул, босса-нова, фанк, ладовый джаз, фьюжн и т.д., и на долгие годы цыганский джаз забыли.

Однако в последнее время наблюдается рост интереса к старой музыке, и в частности, к цыганскому джазу. Появилось огромное количество музыкантов, в первую очередь – гитаристов, играющих в этой манере. Это, например, французские гитаристы: Бирели Лагрен, Дорадо и Чаволо Шмидты, братья Розенберг, со своими многочисленными родственниками, Фредерик Белинский (пра-пра-правнук знаменитого критика), Бабик и Давид Рейнхардты (сын и внук Джанго), Анжело де Барр и многие другие. Чтобы не создалось впечатление, что цыганский джаз играют только французы, можно упомянуть американцев: Фрэнк Виньола, Ховард Алден (который, кстати, сыграл все гитарные партии в фильме Вуди Аллена «Сладкий и гадкий»), Джон Йоргенсен (гитарист, работавший у Элтона Джона, но также увлекшийся цыганским джазом. Кстати, именно он изображает Джанго в фильме «Голова в облаках»). В общем, всех и не перечесть.

Практически, в любой европейской стране, и в крупных городах Америки есть свой  «Hot club», где играют подобную музыку. Разумеется, музыканты не стремятся подражать Джанго (да это и бессмысленно), поэтому каждый вносит что-то свое, в соответствии со своими эстетическими воззрениями. Так, например, Фредерик Белинский активно пропагандирует именно цыганскую традицию, поэтому в его импровизациях много характерных цыганских интонаций и мотивов, а в свой репертуар он включает даже цыганские песни и романсы. Бирели Лагрен, напротив, чаще использует традиционные джазовые мотивы, и умело вплетает в свои импровизации современные политональные построения. В исполнении американских музыкантов явственно прослеживается блюзовая и свинговая традиция. Но всех их объединяет любовь к Джанго и его музыке, и это определяет общую манеру исполнения, которая и носит название «цыганский джаз».

Последнее можно сказать и о музыкантах ансамбля  «Groove Party»  - представителям цыганского джаза в России. Кстати, что обозначает это название? Интересующиеся граждане открывают англо-русский словарь и читают: groove  [gru:v] – канавка, желобок, выемка;  party – компания, вечеринка. Ну и что же получается? «Компания желобков» или «Вечеринка в канаве»? Странноватое название! На самом деле, groove – это словечко из сленга американских джазменов, и обозначает оно, примерно, следующее – удовольствие (кайф), который получают музыканты от хорошего свинга. Поэтому, не случайно это слово присутствует в названиях некоторых джазовых стандартов:  «Groovin’ High» ,  «Easy Groove» ,  «Groove Merchant»  и т.д. Ну а что касается  «party»  - вечеринка, то ни для кого не секрет, что 90% работы джазменов – это именно выступления на вечеринках в клубах, кафе, ресторанах и т.п. Общеизвестно, например, что ансамбль Кинга Оливера (в котором начинал свою карьеру Луи Армстронг) играл в нью-орлеанском борделе, а знаменитый оркестр Дюка Эллингтона – в гангстерском клубе  «Cotton-club» в нью-йоркском Гарлеме.
Категория: Статьи о джазе | Добавил: sorokin (16.08.2012)
Просмотров: 2798 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс.Метрика

Copyright © Алексей Бадьянов 2010 - 2017

При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт джазового гитариста Алексея Бадьянова обязательна
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на официальный сайт джазового гитариста Алексея Бадьянова - badyanov.ru

Видеоматериалы взяты с youtube.com