Сейчас в интернете периодически вспыхивают холивары по поводу плагиата, в частности, музыкального: кто у кого какую песню украл, или мотив. Особенно забавно было читать, как какая-то группа (я даже не запомнил её названия) подала в суд на «Led Zeppelin» за то, что они, якобы, украли у них песню, и переделали её в знаменитую «Stairway to heaven». Как выяснилось, там гармония первых четырёх тактов совпадала с вступлением к «Stairway to heaven». Смешно, ей-богу. Это стандартный гармонический ход, который используется и в «Feelings», и в «My funny Valentine», да мало ли где ещё... Таким образом можно плагиатом обозвать любые песни, где гармония построена на «золотой секвенции», или на эллипсисе, или просто на трёх блатных аккордах. Да и вообще, когда в мире столько музыки, зачастую, я думаю, какие-то заимствования происходят непроизвольно.
Но разговор не об этом. Просто разговор о плагиате напомнил мне пару забавных историй.
История первая.
Когда я учился в институте Электронного машиностроения, со мной в одной группе учился Саша Гридин. Саша играл на клавишных, и у него был свой ансамбль. У меня в то время была своя группа - роковое трио. Но мы не соперничали и не конкурировали, а напротив, дружили и делились музыкальными идеями. И Саша, и я пытались сочинять свои песни.
Как-то раз в честь успешного окончания сессии мы собрались на вечеринку у одного из друзей. Естественно, выпивали, танцевали, ухаживали за девушками и всё такое.... Саша был не силён по части выпивки, поэтому быстро «наклюкался» и уснул на диванчике в углу.
На следующий день мы собрались на репетиционной базе в институте (она была общая для всех ансамблей), и тут прибегает Саша с горящими глазами и кричит: «Чуваки, мне сегодня ночью во сне такая классная мелодия в голову пришла!» Он прыгает за рояль и начинает играть... композицию группы «Space» (была тогда такая модная группа). Мы начинаем хохотать. Саша возмущается: «Чего вы ржёте? Хорошая ж мелодия!» Пришлось ему объяснить, что пока он спал вчера, мы танцевали под эту песню, а она ему, видимо, «записалась на корочку».
Вот такой непредумышленный плагиат.
История вторая.
Эта история несколько, даже, загадочная. В начале 80-х годов мы репетировали в клубе «Железнодорожник». Я сочинял всякие роковые композиции. Для хорошей роковой песни нужен хороший рифф. И вот, однажды, мне в голову пришёл замечательный рифф. На репетиции я показал его ребятам. Он всем понравился, и мы стали его отрабатывать вместе. Тут заходит ещё один гитарист, который тоже репетировал в этом клубе со своим ансамблем, и, послушав нас немного, говорит: «А-а, Элиса Купера репетируете!» Я выпучил глаза: «Какого ещё Купера?» - «Ну как же, это же рифф из песни с диска «Schools out»!»
Могу поклясться, что я Элиса Купера до этого вообще ни разу не слышал. Как сказал Остап Бендер: «Какой удар со стороны классика».
И вообще, как выразился мой хороший знакомый пианист Дима Закора: «Одинаковые идеи приходят в тупые головы одновременно». Это когда мы с ним, играя на халтуре, вместе, не сговариваясь, заиграли одинаковое вступление к песне «Corcovado». Буквально за день до этого я придумал это вступление (чередование минорной тоники и доминанты на остинатном тоническом басу), и в тайне им гордился. Оно звучало очень в духе Баха. И вот вам, пожалуйста...
|