Купить пособие "Джазовый гитарист"

«  Май 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2021 » Май » 17 » Гений русского фламенко. К 60-летию Дмитрия Мамонтова
22:13
Гений русского фламенко. К 60-летию Дмитрия Мамонтова

18 мая 2021 года гитаристу Дмитрию Мамонтову исполнилось бы 60 лет. В этом интервью о Дмитрии вспоминают Евгений Иванов, Алексей Чудинов и Борис Ястребов - гитаристы в разное время игравшие с Дмитрием Мамонтовым.

Вспоминает Евгений Иванов

Вопрос: Евгений, ты и Дмитрий детство и юность провели в городке ЦНИИС, вместе учились играть на гитаре и вместе выступали. Расскажи, как это было?

Евгений Иванов: Детство у нас проходило в разных районах,я не помню откуда приехал Дима с папой и мамой. В нашем городке "Институт пути" (ЦНИИС) - так назывался наш городок, на окраине у парка построили две 14 этажных "башни" и один 12 этажный дом. И вот стали заселяться в эти новые новостройки жители, среди них и была семья Мамонтовых. Кажется, это было, когда я учился в 6 классе (я могу ошибаться, может он пришёл в 7 или 8 й классе... и Дмитрия приняли в нашу школу N1138 и зачислили в мой класс). Дима был худой, невысокий. Постепенно мы стали с ним сближаться, как одноклассники. Давно это всё было, наверное надо фотографии найти школьные, может точнее вспомнится.... Потом,как мы пошли к нему домой (не помню зачем), я познакомился с его мамой, очень доброй и гостеприимной. От неё я узнал, что Дима учился играть на фортепиано, аккордеоне, опять не помню - в музыкальной школе или как-то сам. Дома у него были маленькие клавиши. О гитаре он ничего не говорил, наверное гитара пока его не интересовала. А я в это време уже ходил занимался в кружок гитары, у нас в клубе ЦНИИС были кружки: гитара, танцы, хор, эстрадный ансамбль. И, конечно, мы не вместе занимались гитарой, он позже увлёкся этим инструментом. Вот помню, как-то он пришёл ко мне домой и с гитарой и попросил показать, как на ней надо играть... Вот и началось с этого его гитарная жизнь... Дима был очень хорошим слухачём, он смаху подбирал мелодии и, конечно, нот он не знал....

Вопрос: Я считаю, это очень хорошее качество музыканта - уметь играть на слух. А сколько времени поднадобилось Дмитрию и тебе на обучение игре на гитаре, чтобы дать свой первый концерт? Я помню, как ты играл в клубе ЦНИИС в рок-группе на гитаре весной 1978 года. Я даже помню, какая это была гитара - чёрная Musima, я сам на ней бренчал, было дело.

Евгений Иванов: О концертах мы и не мечтали... Дмитрий стал общаться с гитарой, научился прижимать струны, играть арпеджио, стал сам подбирать мелодии... Как-то я был у него дома, и мы пробовали играть вместе, но он ещё не играл на гитаре, а играл на клавишах, и вот мы немного стали пробовать вместе играть гитара и клавиши.... Его мама Лилия Васильевна была в восторге от нашего музицирования... Настало время, Дмитрий стал учиться играть на гитаре... наверное так сложилось, когда он что-то подбирал, то это, конечно, были мелодии... А так как он не мог ещё технически играть мелодию и аккомпанемент вместе, то здесь и началось наше дуэтное творчество... Он мелодию играет,а я аккорды... Мы с ним подружились хорошо, стали больше общаться и играть...

Вопрос: А у кого Дмитрий учился играть на гитаре? В гитарном кружке как ты или у преподавателя?

Евгений Иванов: Мы с Дмитрием подружились, он стал сам постепенно набирать обороты... Мы с ним начали что-то вместе играть... В нашем районном комитете культуры мы даже прослушивались, тогда продвигали самодеятельность и запускали на выступления в праздники, по району, ну и началась наша концертная эпопея. Дмитрий где-то и как-то познакомился с Петром Паниным, кажется Панин преподавал в клубе и он стал у него заниматься. Думаю и уверен, Пётр Панин и стал его учителем по гитаре... Панин был классным гитаристом, много сочинял гитарной музыки, конечно, многому научил Мамонтова, открыл ему немало интересных приёмов игры: разгеадо, тремоляндо и много другого. Петр Панин был известен среди гитарной московской тусовки и за рубежом тоже... Он издавал там свои ноты и записывал диски... Они подружились, даже вместе играли дуэтом... И вот настал момент, когда на нашем телевидении ночью показали "Ритмы зарубежной эстрады", и там - выступление Пако де Лусия, он играл "Румба двух вод"... Все гитаристы московские просто были поражены, что оказывается есть такой стиль фламенко и есть такой гитарист Пако де Лусия, который блестяще играет музыку фламенко... Конечно, на западе эта музыка была давно известна и разные гитаристы тоже... Но...У нас был "железный занавес" и всё западное было для нас запрещено... И мы были лишены информации музыкальной и всего другого... Вот Дмитрий услышал Пако де Лусию и всё, он просто им "заболел"... Настал период становления гитариста Дмитрия Мамонтова, который часами сидел занимался и учил пассажи Пако де Лусии... И что немаловажно: снимал их на слух с записи...

Вспоминает гитарист Алексей Чудинов

Вопрос:‭ ‬Алексей,‭ ‬когда и при каких обстоятельствах ты познакомился с Дмитрием‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Году в‭ ‬1984‭ ‬или‭ ‬1985.‭ ‬Он приходил в гости в ансамбль‭ ‬гитаристов под руководством Владимира‭ ‬Дубовицкого.

Вопрос:‭ ‬А ты в это время играл в этом ансамбле‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Да,‭ ‬я в ансамбле играл с‭ ‬1982‭ ‬года.

Вопрос:‭ ‬Дмитрий к этому времени уже был известным гитаристом:‭ ‬концерты,‭ ‬телевизионные передачи...‭ ‬И в тоже время‭ ‬-‭ ‬музыкант без официального музыкального образования.‭ ‬Почему так получалось‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Не так уж это странно,‭ ‬довольно большое количество музыкантов,‭ ‬фронтменов,‭ ‬не имеют законченного музыкального образования,‭ ‬а порой и вообще никакого.‭ ‬Самое главное для музыканта‭ ‬-‭ ‬это посыл,‭ ‬энергия и‭ ‬отличные музыкальные‭ ‬данные.‭ ‬Всё это было у Дмитрия.‭ ‬И у Дмитрия были два учителя‭ ‬-‭ ‬Николай Бондаренко и Пётр Панин,‭ ‬к сожалению‭  ‬умершие.‭ ‬У Дмитрия не было‭ ‬«корочки‭»‬ -‭ ‬документа об образовании.‭ ‬Вот Пако де Лусия стал знаменитым без музыкального образования.‭ ‬И это иногда даже и лучше,‭ ‬потому что иногда‭ ‬человека при обучении заставляют делать то,‭ ‬что уже было,‭ ‬а это не всегда благоприятно влияет на самостоятельных‭ ‬творческих персон.‭ ‬Но если человек талантлив,‭ ‬то он начинает не сначала,‭ ‬а с того этапа,‭ ‬который‭ ‬соответствует его таланту и достигает‭ ‬прекрасного‭ ‬результата.‭ ‬Должны быть талант и тяга к музыке.‭ ‬И Дмитрий закончил курсы при Доме самодеятельного творчества.‭ ‬И в появлении на телевидении нет ничего странного:‭ ‬программа‭ ‬«Шире круг‭»‬ была своего рода трамплином для талантливых людей,‭ ‬не имеющих часто специального образования.

Вопрос:‭ ‬А что это была за история со встречей Пако де Лусия с советскими гитаристами фламенко‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Эта встреча состоялась в‭ ‬1986‭ ‬году,‭ ‬когда Пако де Лусия приезжал в СССР.‭ ‬Причём были две встречи:‭ ‬первая организовывалась по инициативе Анатолия Ивановича Савельева,‭ ‬в то время председателя секции гитаристов при Московском хоровом обществе.‭ ‬На встрече были гитаристы Николай Осипов,‭ ‬который был руководителем ансамбля гитаристов МГУ,‭ ‬Август Васильев и другие.‭ ‬Всех‭ ‬гитаристов приглашали поиграть:‭ ‬но не все согласились.‭ ‬Играли дуэтом Дмитрий и я,‭ ‬дуэт Михаил Медведев и Юрий Ртищев,‭ ‬Владимир Дубовицкий.‭ ‬Пако де Лусия одобрительно отозвался о игре всех выступающих,‭ ‬что дало некий толчок для‭ ‬остальных‭ ‬гитаристов,‭ ‬которые ранее просто‭ ‬постеснялись бы‭ ‬играть перед мэтром‭ ‬(ведь что у нас в то время не было опыта‭ ‬встреч с иностранными гитаристами такого уровня‭)‬.‭ ‬Предыдущие‭ ‬встречи с зарубежными гитаристами,‭ ‬которые устраивал ранее Анатолий Иванович Савельев,‭ ‬походили на встречи‭ ‬«пионеров с писателем‭ ‬N‭»‬,‭ ‬т.к.‭ ‬общение было скорее не человеческое,‭ ‬а официозное.‭ ‬Эта встреча была до концертов Пако де Лусия в СССР,‭ ‬а после всех концертов, перед его отлётом из СССР, Анатолием Ивановичем совместно с‭ ‬Центральным телевидением‭ ‬была организована вторая встреча,‭ ‬по которой‭ ‬был снят документальный фильм о пребывании Пако де Лусия в СССР.‭ ‬Планировалось снять прилёт мэтра,‭ ‬но съёмочная группа опоздала.‭ ‬У документалистов было разрешение на съёмку на взлётной полосе,‭ ‬что было из ряда вон выходящее в то время,‭ ‬это сейчас никаких трудностей нет,‭ ‬благо у всех имеются смартфоны.‭ ‬Потому съёмочная группа просто сняла следующий прибывающий самолёт,‭ ‬а не тот,‭ ‬на котором прилетел Пако де Лусия.‭ ‬Съёмки продолжились в гостинице‭ ‬«Россия‭»‬,‭ ‬в его номере.‭ ‬Было очень жарко и вдобавок во время съёмки взорвался софит и осколки от него посыпались на присутствующих на встрече.‭ ‬Присутствовали Пётр Панин,‭ ‬гитаристы Алексей Мартынов,‭ ‬Сурен Мирзаян,‭ ‬Николай Осипов,‭ ‬Дмитрий и я.‭ ‬Людей‭ ‬на обеих встречах‭ ‬было конечно больше,‭ ‬но называю тех,‭ ‬кого помню.‭ ‬Встреча проходила‭ ‬уже‭ ‬в дружелюбной обстановке,‭ ‬все задавали вопросы и не боялись играть.‭ ‬Пако де Лусия рассказал о своей жизни,‭ ‬творческой карьере,‭ ‬хорошо отозвался о Дмитрии.‭ ‬Присутствовавшие музыканты получили своеобразный посыл и поняли,‭ ‬что иностранные музыканты‭ ‬-‭ ‬это не‭ ‬«существа с другой планеты‭»‬,‭ ‬а общительные и простые люди.‭ ‬Эта встреча показала нам,‭ ‬что мы что-то можем,‭ ‬мы‭ ‬«сделаны из одного теста‭»‬ и,‭ ‬что очень важно,‭ ‬что мы живём в одном мире.

Вопрос:‭ ‬Что Пако де Лусия сказал о Дмитрии‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Пако де Лусия положительно оценил игру Дмитрия.‭ ‬Ведь мы полагали,‭ ‬что сейчас мэтр раскроет какой-то‭ ‬«секретик‭»‬,‭ ‬как надо играть.‭ ‬Но никакого‭ ‬«секретика‭»‬ в сущности раскрыто не было:‭ ‬Пако де Лусия показал‭ (‬а скорее рассказал‭)‬ про стиль фламенко и его особенности.‭

Вопрос:‭ ‬У Дмитрия какая была гитара,‭ ‬какая-то особенная‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬У Дмитрия была мастеровая гитара,‭ ‬фамилию мастера я к сожалению не запомнил,‭ ‬на которой он играл в передаче‭ ‬«Шире круг‭»‬.‭ ‬Я эту гитару‭ ‬хотел купить для себя, еще когда мы с‭ ‬Дмитрии не были знакомы,‭ ‬у неё был особенный вид.‭ ‬Она была большего размера,‭ ‬чем обычная.‭ ‬Потом Дмитрий играл на‭ ‬испанских‭ ‬фабричных гитарах,‭ ‬поскольку даже мастеровые гитары не все хорошо звучали.

Вопрос:‭ ‬В‭ ‬1986‭ ‬году‭ ‬были сняты все ограничения на концертную деятельность.‭ ‬Как это сказалось на выступлениях Дмитрия и твоих‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Да,‭ ‬мы почувствовали это,‭ ‬но не все эти чувства были радостными.‭ ‬Например Перовский райком комсомола нас просто обманул,‭ ‬не заплатив за концерт,‭ ‬хотя зрителей был полный зал на‭ ‬300-400‭ ‬человек.‭ ‬Мы стали сами организовывать концерты и хорошо,‭ ‬по нашим меркам,‭ ‬зарабатывать.‭ ‬Потом появились телевизионные передачи,‭ ‬возникшие‭ ‬вследствие наших выступлений на Арбате‭ (‬в то время‭ ‬это было разрешено и давало не только материальные‭ ‬приобретения‭)‬.

Вопрос:‭ ‬А когда началось Дмитрия и твоя совместная музыкальная деятельность‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Первое наше совместное‭ ‬публичное‭ ‬выступление состоялось на фестивале молодёжи и студентов в Москве в‭ ‬1985‭ ‬году.‭ ‬До этого мы выступали на разных концертных площадках,‭ ‬но я встретился с Дмитрием совершенно случайно в‭ ‬метро.‭ ‬Дмитрий выступал один,‭ ‬а я играл в дуэте с Анатолием Сёмочкиным,‭ ‬и Дмитрий предпочёл играть с нами в трио.‭ ‬Дмитрий играл в Третьяковской галерее у Крымского моста,‭ ‬а мы‭ ‬-‭ ‬в ДК‭ ‬«Новатор‭»‬ у метро‭ ‬«Академическая‭»‬.‭ ‬Мы быстро отрепетировали‭ ‬5-6-7‭ ‬номеров,‭ ‬хотя нужен был всего один номер.‭ ‬Дмитрий впоследствии предложил участвовать в передачах на радио и телевидении,‭ ‬и у‭ ‬нас‭ ‬появились нужные‭ ‬для этого контакты.‭ ‬Выступления на Арбате начались в‭ ‬1987‭ ‬году.‭ ‬Нас пригласили работать в Московскую государственную филармонию‭ ‬и‭ ‬дали‭ ‬разовую ставку‭ ‬ставку‭ ‬14‭ ‬рублей,‭ ‬что по тем временам считалось неплохо.‭ ‬Также заработки приносила работа в казино и ресторанах,‭ ‬где мы выступали с концертной программой.‭ ‬Но Дмитрию пришлось заниматься не только музыкой,‭ ‬но и другой деятельностью,‭ ‬что дало неожиданный результат.‭ ‬Владелец фирмы,‭ ‬в которой работал Дмитрий,‭ ‬спонсировал фильм‭ ‬«Ностальгия‭»‬,‭ ‬который по несколько раз в день показывали на телеканале‭ ‬«2х2‭»‬ в течение‭ ‬3-4-х лет.‭ ‬Но мы за это не получили никаких денег.‭ ‬У меня осталась видеокассета Betacam с программой‭ ‬«Ночная феерия‭»‬,‭ ‬я её перевёл в цифровой формат,‭ ‬подложил стереофонограмму,‭ ‬поскольку в оригинале была монофоническая запись.‭ ‬И это,‭ ‬похоже,‭ ‬единственная качественная наша видеозапись.‭ ‬

Вопрос:‭ ‬А существуют ли какие качественные аудиозаписи Дмитрия‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Тут как говорится ситуация‭ ‬«сапожник без сапог‭»‬,‭ ‬поскольку,‭ ‬когда у тебя всегда всё это под рукой‭ (‬я в то время работал звукорежиссером на студии звукозаписи‭)‬,‭ ‬то ты откладываешь записи на потом.‭ ‬У меня осталась запись пьесы Петра Панина‭ ‬«Этюд‭ ‬«Море‭»‬,‭ ‬но больше записей мы сделать не смогли по разным причинам.‭ ‬Поэтому удалось записать только один диск,‭ ‬который был‭ ‬составлен из имеющихся фонограмм,‭ ‬записанных в студиях радио и телевидения СССР и дополнен фонограммами,‭ ‬записанными‭ ‬самостоятельно‭ ‬на кассетную портостудию.

Вопрос:‭ ‬В жизни каждого музыканта,‭ ‬профессионального или самодеятельного,‭ ‬случаются курьёзные случаи.‭ ‬Расскажи об этом.

Алексей Чудинов:‭ ‬Однажды на концерте Дмитрий и я,‭ ‬заговорившись перед выходом на сцену,‭ ‬вышли на нее без гитар.‭ ‬В другой раз нам‭ ‬пришлось играть для охраны в Останкино,‭ ‬поскольку нам забыли подписать материальный пропуск на вынос гитар:‭ ‬и игрой мы должны были подтвердить свои способности.

Вопрос:‭ ‬В интернете я нашёл любительский фильм о Дмитрии,‭ ‬скачал его,‭ ‬разбил на части и разместил в интернете под названием‭ ‬«Дмитрий Мамонтов.‭ ‬Гений русского фламенко‭»‬.‭ ‬Кто этот фильм снял‭?

Алексей Чудинов:‭ ‬Это знакомый Дмитрия,‭ ‬человек,‭ ‬не связанный с телевидением.‭ ‬Съёмки проходили у Дмитрия дома,‭ ‬на концертах ансамбля Media Luna,‭ ‬в котором играли Дмитрий,‭ ‬Сергей Гармаш,‭ ‬Борис Ястребов и Дмитрий Слащев.

Вспоминает Борис Ястребов, гитарист ансамбля Media Luna

Вопрос: Борис, твоё знакомство с Дмитрием состоялось в то время, когда Дмитрия можно было считать состоявшимся музыкантом. Как это произошло?

Борис Ястребов: Итак, начать, наверное, надо с того, что в семидесятые-восьмидесятые годы в Союзе был настоящий гитарный бум. Многие подростки, молодые, зрелые да и пожилые люди стали массово осваивать гитару. Замечу: не только рок-гитару, но гитару классическую - шести и семиструнную. Популярны были гитарные кружки в клубах и дворцах культуры, огромное количество ребят поступало учиться в музыкальные школы в класс гитары. Уметь играть, и играть хорошо хотели многие. Конечно, мечтали мы приблизиться по уровню игры к профессионалам. По телевидению и радио все больше и больше стали демонстрировать концерты ведущих советских и зарубежных гитаристов. Но настоящим потрясением, восторгом стало для всей гитарной братии выступление дуэта гитаристов Дмитрий Мамонтов-Евгений Иванов с пьесой популярнейшего в те годы гитарного композитора и исполнителя Петра Панина "Ритмы Испании". Впервые(!) страна увидела, что наши русские парни играют в стиле фламенко, и при этом не уступают, а, может, и превосходят многих маститых зарубежных гитаристов и в технике исполнения, и в музыкальности, и в артистизме. Это было в передаче "Шире круг" в 1980 году. Мы, мальчишки, были одержимы стремлением освоить искусство игры на гитаре, но, честно говоря, приблизиться к исполнительскому мастерству Дмитрия Мамонтова подвластно немногим. Есть хорошие, великолепные, классные гитаристы, но Мамонтов - это первый среди первых! Популярность его с годами росла, многие на примере Дмитрия стали каким-то образом осваивать игру в стиле фламенко, а в то время это было возможно только в узком кругу энтузиастов, в некоторой степени фанатиков этого стиля. Информации было крайне мало, круг фламенкистов достаточно узок. Как Дмитрию удалось достичь такого высочайшего мастерства тогда, в восьмидесятые??? Просто он был гений... Ну, а мы продолжали играть, искать единомышленников, расширять круг знакомых в среде известных московских гитаристов. Таким образом, на одной из тематических встреч у великого русского гитариста Владимира Дубовицкого произошло знакомство с Дмитрием Мамонтовым. Наша группа, а играли мы тогда трио с Сергеем Гармашом и Эриком Утяшевым, и дуэт Дмитрий Мамонтов-Алексей Чудинов были приглашены на живой концерт в прямом эфире у Диброва. Дима, несмотря на сумасшедшую популярность, оказался человеком нечванливым, открытым к общению. Да просто - хороший человек, как говорили многие, кто его знал. Было это в начале девяностых. Честно говоря, я не мог в восьмидесятые, будучи ещё мальчишкой, даже вообразить что буду знаком со своим кумиром тех лет, а тем более играть с ним в ансамбле!!!

Вопрос: А что именно в игре Дмитрия на тебя производило самое сильное впечатление?

Борис Ястребов: Прежде всего - феноменальная техника исполнения длинных быстрых пассажей. На телевизионной картинке видишь, слушаешь аудиозапись, и кажется, что этого не может быть! Феерия, полет, сочетающиеся с поразительной музыкальностью, "испанскостью", "испанской кровью", как говорили о нем сами испанцы. При этом играет-то абсолютно русский человек! Пако де Лусия при личной встрече летом 1986 года воздал должное великолепной игре Дмитрия Мамонтова, его мастерству и тонкому чувству стиля. Мамонтов is number one, одним словом!

Вопрос: И при этом Дмитрий всегда уважительно относился ко всем музкантам от профессоналов до самодеятельных (вроде меня, хотя я никогда не играл с ним; Дмитрий иногда заходил на наши репетиции в клуб ЦНИИС) и помогал им раскрыться, аккомпанируя им.

Борис Ястребов: Абсолютно верно! Дмитрия всегда отличало уважительное отношение к коллегам. Это свойство великих людей. Да, хочу подчеркнуть, что Мамонтов - это первый русский фламенкист. До него тоже были отличные, великолепные отечественные исполнители, пусть их не так много. Но Дмитрий Мамонтов - это АРТИСТ! Благодаря Дмитрию по стране пошло массовое увлечение стилем фламенко среди гитаристов. Ну, и особое везение - это совет непосредственно от маэстро. Маэстро Мамонтова!

Вопрос: А что ты и другие гитаристы переняли и научились у Дмитрия?

Борис Ястребов: Дмитрий, разумеется, ассоциируется у большинства знатоков гитары как фламенкист. На мой взгляд - это слишком однобоко. Его репертуар  включал  огромное количество произведений гитарной классики, сочинения современных гитарных композиторов, популярные эстрадные стили, джаз, и даже арт-рок. Кроме того, он сам сочинял музыку для гитары. Мне очень нравилась его пьеса "Прощание". Я с огромным удовольтсвием её играл. Огромную помощь Дмитрий оказал мне лично в изучении специфических приемов фламенко, таких как различные техники исполнения разгеадо, игра в "позиции большого пальца" alsapua, тремоло фламенко, работа кисти при исполнении ритмических рисунков. В то время ВСЕ(!!!!), или почти все, кто так или иначе постиг аутентичную или имитационную технику исполнения специфицеских приемов фламенко или квази-фламенко, весьма неохотно делились своими знаниями с другими гитаристами. Какая-то ревность, что ли? Все это ни в коей мере не касалось Мамонтова. Гения отличает душевная щедрость! Может быть, не всем подряд, но нам с ребятами, мне лично, он никогда в просьбе разъяснить технику исполнения специфических приёмов не отказывал. За это я ему благодарен. Ну, и конечно же, знаменитая мамонтовская импровизация! Научиться импровизировать, я считаю, невозможно. Это качество либо есть, либо нет его. А в искусстве фламенко почти всё - импровизация. Причем отмечу, импровизация специальная: с одной стороны - свобода, с другой - строгое соблюдение дисциплины компа'са. Выучить, зазубрить - невозможно. Надо этим жить, чувствовать, постигать. Он мог. А мы старались быть достойными его КОЛЛЕГАМИ.

Вопрос: А у Дмитрия были ученики?

Борис Ястребов: Да все мы - те, кто так или иначе с ним соприкасался, его ученики в той или иной степени. В советское время было много телевизионных и радиопередач, посвященных творчеству Дмитрия Мамонтова. Демонстрировались они достаточно часто, и включали в себя сюжеты о жизни Дмитрия вне сцены. Мамонтов был самым популярным гитаристом в стране. Мы, тогда ещё только начинающие гитаристы, старались не пропускать ни одной теле- и радиопередачи с его участием. Несколько раз показывали, как Дмитрий преподает нашим ровесникам, совсем мальчишкам, уроки игры на шестиструнной гитаре. Хотелось уже тогда к нему попасть. А те парни, что у него учились с малых лет - просто счастливые люди!!!!

Вопрос: Но жизнь сложилась так, что тебе довелось играть с Дмитрием...

Борис Ястребов: Было это в 1995 году. Наша молодая группа в составе Сергей Гармаш, Эрик Утяшев, и я, как третий гитарист, набирала обороты. Мы довольно регулярно выступали с концертами в Москве и близлежащих городах. Наше трио Media Luna приглашали на Центральное Телевидение и радио, выступали мы на сцене Театра Эстрады, ЦДРИ и других престижных площадках. В общем, несмотря на довольно непростое для всех нас время, мы играли. Играли много, выступали часто. Потому что постоянно совершенствовались, наигрывали репертуар, не унывали, в общем. Старались не плестись в хвосте, потому что очень любили свое дело. И в один прекрасный день, как говорят "по старой памяти", нас пригашают выступить в прямом эфире в утренней концертной программе "Живьем с Максом" совместно с дуэтом Дмитрий Мамонтов - Алексей Чудинов! Мы были к тому времени хорошо знакомы, продумали и согласовали программу концерта и очень много произведений сыграли тогда совместно. Получилось! Из-за схожести стиля и репертуара впоследствии, как-то само по себе, образовалось содружество двух коллективов. А потом, совсем скоро, Дмитрий органично влился в состав нашего ансамбля "Media Luna". К тому времени наш коллектив раширился и пополнился за счет перкуссиониста и клавишника в одном лице - Дмитрия Слащёва. Он стал руководителем группы, в буквальном смысле организатором всех наших побед. Очень редко бывает, когда в составе одной группы два гиганта Мамонтов и Гармаш играют вместе, ансамблем, не мешая друг другу, не перетягивая одеяло на себя, а тонко понимая, что должен делать каждый из них в интересах МУЗЫКИ. Виртуозность Дмитрия подчеркивала виртуозность Сергея, и, наоборот, виртуозность Сергея подчеркивала виртуозность Дмитрия. Взаимноое уважение двух сильнейших гитаристов и в жизни, и на сцене способствовало дальнейшему росту всех нас, как музыкантов.

Вопрос: В фильме "Гений русского фламенко" (который легко находится на YouTube) Дмитрий очень уважительно отзывается о Сергее Гармаше. Скажи, а почему при наличие ярковыраженного таланта Дмитрия никто из музыкальных продюсеров не обратил внимания на Дмитрия? Ведь он - гитарист мирового уровня, на котором можно было очень хорошо заработать?

Борис Ястребов: Я думаю, что продюсеров, или, скажем , людей, именующих себя таковыми,в нашей стране во все времена интересовала и интересует прежде всего прибыль. Фламенко - не тот вид искусства, на котором у нас можно быстро заработать большие деньги. Это, всё-таки фольклор, причем фольклор не наш. В новой России стало возможно приглашать аутентичных, родных, испано-цыганских исполнителей этой музыки. В советский период интерес к отечественным исполнителям был куда выше! Причем, повторюсь, и дело не в классности - мастерства и умения у Дмитрия было более чем достаточно, порой намного выше многих наших и зарубежных исполнителей. Просто, намного легче стало приглашать пусть не всегда топового уровня, но всё же педставителей испано-латиноамериканской культуры. Оговорюсь, я ни в коем случае не имею ввиду организацию концертов таких глыб, как Пако де Лусия, Висенте Амиго, Gipsy Kings. Давайте вспомним снова, что именно великий Пако де Лусия публично признал мастерство и высочайший талант Дмитрия Мамонтова. Время идет вперед, наверное необходимо понять, что сейчас наступил момент, когда надо попагандироварть свою родную, отечественную музыку для гитары. А это - огромный пласт! Безусловно, в сочетании и с фламенко в том числе. Чтобы знали, что мы не хуже вас, зарубежных! В этом, наверное, следует сейчас искать возможность популяризации гитарной музыки. Фламенко - это круто! Но и русская музыка не менее великолепна. Но... Увы, я не продюсер, не промоутер. Ни один из них не ставит целью развивать и проcвещать. Быстрые деньги проще заработать в поп-культуре.

Вопрос: А у Дмитрия не возникало желание уехать на запад? Ведь с его талантом и работоспособностью он мог гарантировать себе заграницей признание, славу, деньги...

Борис Ястребов: Никогда ничего подобного я от него не слышал. Полагаю, что если всерьез кто-нибудь из крупных промоутеров занялся бы в своё время проектом "Дмитрий Мамонтов", то Дима состоялся бы и как звезда мирового уровня. Ведь играл-то он ФЕНОМЕНАЛЬНО! И мода на всё русское на стыке 80-х  - 90-х годов за пределами России как раз переживала небывалый подъем. Не повезло вовремя встретить настоящего импрессарио, хотя посредников в организации концертов в России было немало. Но - это не тот масштаб, который соответствовал уровню личности Мамонтова. Я думаю, будь Дмитрий жив, сейчас, он бы вновь обрёл былую славу и успех. Постоянное совершенствование мастерства и творческий рост были присущи ему в течение всей жизни!

 

Просмотров: 1106 | Добавил: andreysl15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс.Метрика

Copyright © Алексей Бадьянов 2010 - 2024

При полном или частичном использовании материалов ссылка на официальный сайт джазового гитариста Алексея Бадьянова обязательна
Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на официальный сайт джазового гитариста Алексея Бадьянова - badyanov.ru

Видеоматериалы взяты с youtube.com и rutube.ru

Владелец сайта BADYANOV.RU не несёт ответственности за содержание сайта BADYANOV.RU